Небольшие компании рождают больше инноваций, чем крупные

Бум вокруг слова «инновации» пришелся на 2012 г. Тогда же, как сообщали аналитики Booz & Co, компании начали тратить от $1 млн до $10 млн в год на консультантов по инновациям. За один проект консультанту платили от $300 000 до $1 млн.

Но большие затраты и громкие разговоры в большинстве компаний к инновационным прорывам не привели. А опросы гендиректоров показали, что многие до сих пор не слишком четко представляют себе, что же понимать под словом «инновационность» и как формировать стратегию компании в сфере инноваций. В итоге слово «инновационный» на этикетке продукта стало лишь еще одним способом продать товар потребителю.

Понять потребителя

К концу 2014 г. многим стало ясно, что «инновационность» повышает продажи не больше, чем повышала их до этого «стопроцентная натуральность». И тут на конференции Slush по технологиям и инновациям в Финляндии вдруг прозвучала мысль: надо прислушиваться к тому, что говорят и пишут в интернете простые пользователи. Любая инновационная идея ценна только тогда, когда она нужна потребителю. Эту идею высказал с трибуны Мартин Уиллерс, соучредитель шведского агентства в сфере индустриального дизайна People People.

Раньше, сказал он, компания сначала рождала инновацию, потом производила продукт, а затем привлекала к нему внимание потребителей. На все уходило два года, а результат был непредсказуем. Теперь же процесс занимает две недели: сначала создается дизайн, потом продукт тестируется в интернете, например, с помощью краудфандинга. Если продукту удалось привлечь внимание пользователей, то он запускается в производство.

Тренд четкой ориентации на потребителя уже набирает силу. В 2015 г. компаниям придется не просто производить инновационные продукты, но и создавать инновационные бизнес-модели, чтобы вовлечь в процесс создания продуктов непосредственных потребителей, подтвердил эту мысль в предновогоднем комментарии WSJ Ян Юаньцин, гендиректор Lenovo.

Обмен кадрами

Вопрос в том, какие именно инновации нужны потребителю. «Многие путают изобретение с инновацией. А это не обязательно одно и то же», - говорит Николас Франк, профессор по стратегическому менеджменту и инновациям Венского университета экономики и бизнеса. С улыбкой он продолжает: все велосипеды давно изобретены, а от нынешних инноваторов требуется лишь немного переставить колеса в угоду конечному потребителю.

Взять хотя бы бизнес-идею, с которой российский предприниматель Руслан Гайнанов приехал в 2013 г. в Кремниевую долину. Родилась она у него из разговора с директором одной кондитерской фабрики. Тот пожаловался, что в новогодние праздники и на 8 Марта ему катастрофически не хватает рабочих рук. А на соседней фабрике мороженого такая же катастрофа случается каждое лето. «Вот бы мне заполучить их работников на зиму, а я бы с удовольствием отправлял своих к ним на лето. У нас-то летом спад», - посетовал кондитер, а Гайнанов запомнил сказанное и перенес идею в сферу онлайн-рекрутинга.

Бывший консультант Deloitte начал с открытия в 2013 г. в Москве онлайновой биржи проектной занятости «Тим форс». Это электронная площадка, на которой IT-компании могут брать в лизинг временно не занятый персонал или привлекать временных работников из других компаний, где команды программистов в данный момент простаивают. За первые 10 месяцев работы участниками интернет-площадки стали более 80 компаний, а к концу 2014 г. их было уже около 200, свидетельствует Гайнанов.