Мировые продажи персональных компьютеров в 2014 г. снова снизились

Мировые поставки персональных компьютеров (ПК) в 2014 г. снова упали. По подсчетам Gartner, в прошлом году было продано 315,8 млн ПК (это на 0,2% меньше, чем в прошлом году), данные IDC свидетельствуют о продаже 308,6 млн компьютеров (на 2,1% меньше, чем в прошлом году). Аналитики не сходятся в отношении результатов продаж по IV кварталу 2014 г. Gartner отмечает 1%-ный рост поставок. IDC, наоборот, фиксирует 2,4%-ное падение. Разница в объеме поставок объясняется методикой - обе компании учитывают настольные компьютеры, ноутбуки (IDC отдельно выделяет ультратонкие ноутбуки и ноутбуки, работающие на операционной системе Chrome OS), но Gartner учитывает еще и планшеты на операционной системе Windows.

IDC обращает внимание, что падения в сегменте компьютеров в IV квартале не было бы, если бы не понижение спроса в корпоративном сегменте. Кроме того, позиции ПК пока не восстановились на развивающихся рынках, где пользователи активно приобретали планшеты в последние два года. Развитые страны, напротив, демонстрируют рост потребления ПК. Компьютеры хорошо продавались в ЕМЕА и Западной Европе, а в США показали наилучший рост продаж в IV квартале 2014 г. О том, что на Америку пришлось более 20% мировых поставок ПК в последние три месяца 2014 г., свидетельствуют и IDC, и Gartner. Аналитик Gartner Микако Китагава считает, что у ПК есть шанс и дальше отыграть утраченные позиции: в 2013 г. и в первой половине 2014 г. пользователи приобретали планшеты вместо компьютеров, но сейчас этот сегмент рынка насытился.

В московском IDC еще не готовы прогнозировать ситуацию на российском рынке в 2015 г. Сделанный в начале ноября прошлого года прогноз компания пересмотрит в сторону более существенного падения, сообщила аналитик IDC Наталья Виноградова. Рынок падал из-за роста популярности планшетов и стоков, образовавшихся в конце 2012 г., потому и ноябрьский прогноз для рынка ПК не был позитивным, объясняет она.

Российский рынок пока не следует за общемировыми тенденциями, говорят его участники. По оценке «Связного», за девять месяцев 2014 г. российские продажи ноутбуков снизились на 30% в штуках и на 20% - в денежном выражении, в то время как продажи планшетов выросли на 38% до 6,1 млн устройств, говорит представитель компании Мария Заикина. В IV квартале 2014 г. тренд продолжился. Заикина отмечает небольшой всплеск продаж ноутбуков в октябре и ноябре 2014 г., который объясняет ростом общих продаж электроники из-за резкого изменения курсов валют. По мнению Заикиной, многие клиенты воспринимали покупку гаджетов как своеобразное вложение денег. Многие клиенты ожидали повышения цен в декабре 2014 г. - январе 2015 г., уверена Заикина.

Независимо от экономической ситуации в стране, в I и частично во II квартале 2015 г. президент Lenovo в России Глеб Мишин ожидает спада на рынке ПК. В I квартале продажи будут малы - от 600 000 до 800 000 штук, уверен он. Мишин рассматривает два сценария. Более позитивный предполагает, что события будут развиваться по сценарию посткризисного 2009 года. Если к III кварталу экономика стабилизируется и поднимутся цены на нефть, то вместе с ростом реальных доходов населения (зарплаты в долларовом эквиваленте) рынок ПК выйдет на показатели докризисного уровня. В ином случае, рассуждает Мишин, если сохранятся высокий обменный курс и дешевая нефть, рынок сократится наполовину. Впрочем, к IV кварталу он рассчитывает на новогодний спрос и заказы со стороны корпораций. Они в любом случае должны обновлять свой парк компьютеров, поясняет Мишин, и к IV кварталу компании будут точно знать свои бюджеты.