Год начался с падения цен на нефть и снижения суверенного рейтинга России

На прошлой неделе агентство Fitch понизило суверенные рейтинги России по заимствованиям в иностранной и национальной валюте с BBB до BBB-. Это последняя ступень рейтингов инвестиционного уровня. Аналогичный рейтинг Россия уже имеет по шкале S&P: в конце октября агентство подтвердило суверенный рейтинг России на уровне BBB-. Кредиторы всегда ориентируются на низший из рейтингов, присваиваемых тройкой агентств, объясняет главный экономист БКС Владимир Тихомиров, действия Fitch скорее запоздалые и вряд ли окажут непосредственное влияние на эмитентов.

Но худшее, вероятно, впереди. Оба агентства дают рейтингу России негативный прогноз, а S&P в конце декабря объявило, что поставило суверенные рейтинги России на пересмотр с возможностью понижения, и решение о пересмотре может быть принято до конца января. Минус одна ступень рейтинга в иностранной валюте означает переход российских бумаг в «мусорную» категорию.

При понижении российского рейтинга до «мусорного» банки и инвестфонды, не имеющие права держать в портфеле бумаги стран с таким рейтингом, вынуждены будут начать их распродажу.

Сам по себе «мусорный» рейтинг немедленно по российским заемщикам не ударит, считает Тихомиров, но лишь потому, что экономическая ситуация и так слишком плоха. Кредитные рынки уже закрыты из-за санкций: даже в случаях, когда нет прямого запрета, кредиторы не хотят брать на себя дополнительные риски, связанные с усилением санкционного режима.

Российские компании и банки, занимавшие на внешних рынках, испытывают трудности с рефинансированием, а стоимость обслуживания валютного долга подскочила из-за ослабления рубля.

Из-за угрозы практически полного закрытия международных рынков капитала снижение внешней долговой нагрузки негосударственных заемщиков достигло рекордных для послекризисного периода темпов, констатировало Fitch в сообщении о российском рейтинге.

Государство в этом случае может помочь: уже обсуждается выкуп корпоративных облигаций в случае снижения рейтинга до «мусорного», говорил министр экономического развития Алексей Улюкаев (см. врез).

Источников, которые мог бы иметь в виду Улюкаев, совсем немного, замечает Тихомиров. Доходы бюджета сокращаются, придется задействовать резервный фонд для покрытия дефицита, а фонд национального благосостояния и так переподписан - средства нужны на докапитализацию банков и инфраструктурные проекты.

По оценкам Fitch, в государственных резервных фондах порядка 12% от прогнозного ВВП на 2015 г. против 16% ВВП в кризисном 2008 году, а риски сейчас высоки: чем дольше сохранятся санкции, тем больше вероятность перекладывания негосударственных внешних долгов на баланс государства.

Правительство, скорее всего, будет расходовать средства предельно осторожно, опасаясь, что они потребуются в случае еще более серьезного ухудшения финансово-экономической ситуации, считает Тихомиров. Выкуп корпоративных облигаций с этой точки зрения будет непродуктивным приложением ресурсов, продолжает он: вспоминается попытка поддержать фондовый рынок за счет скупки бумаг осенью 2008 г., но тогда от идеи, к счастью, быстро отказались.