В России продаются самые дешевые Porsсhe в мире

Цены на модельный ряд Porsche повышены в пределах 4%, а некоторые машины остались с прежними докризисными ценниками. Об этом сообщили «Известиям» в российской «дочке» немецкого автопроизводителя Porsche AG - «Порше Руссланд». Вышло, что из-за обвала рубля машины Porsche, продающиеся в России, стали самыми дешевыми в мире и автоперекупщики готовы реэкспортировать эти автомобили в другие страны.

Например, самый доступный кроссовер Porsche в нашей стране - Macan S - в пересчете на американские доллары стоит от $41 тыc., в то время как в Германии его ценник начинается от $66 тыс., в США - от $50 тыс., в ОАЭ - от $69 тыс., на Украине - от $70 тыс., в ЮАР - от $75 тыс., в Австралии - от $85 тыс., в Китае - от $110 тыс., в Индии - от $160 тыс., а в Пакистане за Macan S просят от $202 тыс. А наиболее известная модель компании - спорткар Porsche 911 Carrera в начальной комплектации в России стоит $65 тыс., в США - $84 тыс., в Германии - $102 тыс., в Китае - $207 тыс.

Большие ценники в некоторых странах (Китай, Турция, Пакистан) отчасти продиктованы высокими пошлинами для импортных авто и налогами на роскошь. Но и в России ввозные пошлины для импорта нельзя назвать маленькими - 25%, однако в случае трехлитрового двигателя Macan S не менее €1,8 приходится доплачивать за каждый кубический сантиметр мотора. Вдобавок примерно 53 тыс. рублей - утилизационный сбор, вместе с НДС (18%) эти сборы значительно влияют на российскую цену (от 2,8 млн рублей).

- Porsche как производитель оставляет за собой право изменения цены на продукцию в любое время - то есть если доллар скакнет до 100-150 рублей, то, конечно, мы вынуждены будем отреагировать на это в течение трех дней. Нынешнее незначительное изменение цен является частью долгосрочной стратегии компании, - говорит директор по маркетингу и связям с общественностью «Порше Руссланд» Оксана Хартонюк.

Объясняя политику ценообразования, Хартонюк отметила, что локальные цены имеют нелинейную зависимость от курса местной валюты по отношению к евро - валюте страны-производителя.

- Например, цены в США тоже отличаются от Германии. Процесс ценообразования многоступенчатый и сложный, принимаются во внимание доходность каждой нашей модели, цены конкурентов на рынке, курсы валют и другие показатели рынка, - отметила собеседница, подчеркнув, что компания никогда не торгует себе в убыток и на любом рынке приносит прибыль головному офису.

Впрочем, для тех, кто захочет в самое ближайшее время вывозить автомобили Porsche из России за границу, препятствием может стать то, что в России после декабрьского ажиотажного спроса их практически не осталось в наличии. В дилерских центрах марки «Известиям» сообщили, что доставка в зависимости от модели и дилера может затянуться на 2-5 месяцев.

Эксперты связывают необычное поведение поставщика люксовых автомобилей с высокой маржой Porsche от продажи каждой машины, то есть прибыльность компании снизится, но, вероятно, не ниже порога рентабельности.

- Porsche - высокомаржинальный производитель, как и любая премиум-марка. И у них премия за бренд более высокая, поскольку за плечами есть довольно обширная и богатая история. Учитывая высокую маржу, компания может себе позволить подобную ценовую стратегию. Нужно также учитывать, что российский рынок для Porsche - один из ключевых после китайского и североамериканского (наиболее емкие авторынки мира). Я допускаю, что компания Porsche, понимая, что в этом году рынок России значительно снизится, не хотела бы показывать у себя в отчетности серьезное снижение продаж, - сказал «Известиям» старший менеджер автомобильной практики PwC Сергей Литвиненко.

В 2013 году аналитики Bloomberg разделили операционную прибыль из отчетности компаний на число проданных автомобилей для того, чтобы проанализировать их уровень маржи, - выяснилось, что Porsche является самым прибыльным брендом мира (наряду с Bentley и Scania). В тот год немецкий спорткаростроитель, по подсчетам экспертов, заработал в среднем по 18% с каждой проданной машины, или по $23 тыс. Для сравнения, Volkswagen с каждой массовой модели (Passat, Jetta) выручал намного меньше, по 2,9% от отпускной цены.

В «Порше Руссланд» также заметили, что принять маркетинговое решение помогло хеджирование, своего рода страхование валютных рисков.

- Валютное хеджирование - достаточно полезная вещь: если объяснить совсем просто, это финансовый инструмент, который позволяет через определенный срок купить валюту по фиксированному курсу. Для этого открывается счет на бирже с определенным депозитом, покупается фьючерс. В этом году он приобретается под 13-30% годовых из-за всей той волатильности, которая сейчас наблюдается на рынке, а в прошлом году ставка была 6,8%. Таким образом, компания страхует свои валютные риски, - объяснил Алексей Хижняк, управляющий активами ИФК «Опцион». В этом году нужно, по словам эксперта, зарабатывать выше процентной ставки по фьючерсу, чтобы в хеджировании оставался смысл.

Нынешняя ценовая политика Porsche не идет в сравнение с другими продавцами автомобилей люксовой категории. Так, суммарно за время валютного кризиса (условно с сентября 2014 года по январь 2015 года) на автомобили марки BMW повышены ценники на 17,5%, Mercedes-Benz - на 16%, Infiniti - на 24%, Lexus - на 20%, Audi - на 14%, Jaguar и Land Rover - 15-20%.

Впрочем, в силу особенности бренда Porsche его модели нельзя прямолинейно сравнить с другими машинами люкс-сегмента. К примеру, базовый Porsche Cayenne (от 3,5 млн рублей) по оснащению и мощности конкурирует c пятой по счету комплектацией Mercedes-Benz ML (3,5 млн рублей, базовая - от 3,1 млн рублей), то же с ближайшим конкурентом от BMW (X5 хDrive40d, от 3,5 млн рублей, базовая комплекция от 3 млн), только базовый Range Rover Sport S (V6 Supercharged, от 3,7 млн рублей) уже со старта предлагает достаточный набор опций.

А тот же Porsche Macan S, построенный на базе кроссовера Audi Q5 (в 2009 году Porsche куплена концерном Volkswagen Group), по уверениям производителя, лишь треть комплектующих позаимствовал от донора. Сейчас с базовой версией Macan S (2,8 млн рублей) по оснащению и энерговооруженности может конкурировать только топовая модификация Audi SQ5 (от 3,1 млн рублей). Ближайший конкурент от BMW (X3 xDrive35d) продается от 2,9 млн рублей, а соперник от Mercedes-Benz (GLK 300 4matic) - от 2,7 млн рублей, однако две последние машины придется дополнительно доукомплектовать дорогими опциями до уровня Macan, так что они будут стоить либо выше, либо так же.

- Очень интересно будет посмотреть, как ближе к концу года такой ценовой ход скажется на продажах марки. Я предполагаю, что Porsche сможет сильно подняться вверх, потому что конкуренты уже значительно повысили цены, - предположил Литвиненко. По данным Ассоциации европейского бизнеса, за 2014 год Porsche продала 4707 автомобилей (+24%), чаще других моделей у россиян пользуется популярностью кроссовер Cayenne.

Но в первую очередь доступность может сделать заманчивым вывоз Porsche за границу.

- В отличие от России в Евросоюзе достаточно небольшие таможенные пошлины на ввоз автомобилей - от 2 до 10% от декларируемой стоимости ввозимого автомобиля. Но если в стране нет своего автопрома, то таможенные пошлины, регламентируемые национальным законодательством, могут быть весьма незначительными. К примеру, в Болгарии их нет, поэтому болгары активно везут подержанные машины из Германии. Схожая ситуация в прибалтийский странах, - отметил таможенный юрист Сергей Мрачковских.

Впрочем, представительство марки пока таких случаев не зарегистрировало.

- Случаев покупки машин Porsche в России гражданами ЕС пока не было, однако мы не уточняем гражданство при покупке и не знаем, вывозились ли автомобили за границу, - уточнили в Porsche.

Продавцы автомобилей с пробегом выражают интерес к открывшейся перспективе, но пока не просчитывали ее потенциал.

- Я бы с удовольствием занялся таким бизнесом, но пока его не прорабатывал. Посмотрю! - сказал гендиректор «Мега-Авто» Юрий Мергель (продает бэушные автомобили из Европы и США). - Но в Германию, скорее всего, сложно будет возить. Там таможня такое быстро отслеживает, скорее проще в Литву, Латвию. Спрос на автомобили, вывезенные из России, не будет очень большим.

На латвийской таможне рассказали, что растаможка ввозимого автомобиля собственником и гражданином Латвии обойдется в 10% от стоимости машины, но по новым автомобилям нужно платить еще и НДС (без уплаты налога на учет не поставить).

- Если пробег автомобиля не превышает 6 тыс. км, а его возраст менее 6 месяцев, то такой автомобиль считается новым. В таком случае придется уплатить еще и НДС - дополнительно 21% от стоимости автомобиля. Но если машина попадает под статус подержанной, то НДС платить не нужно, - объяснила сотрудник таможни.

В Германии растаможка ввезенного автомобиля также составляет 10%, а НДС - 15%, но налог не нужно будет платить физлицам, которые ввозят автомобиль для личного пользования, отметил глава юридической коллегии «Варшавский и партнеры» Владислав Варшавский.